Сегодня руководитель управления ФНС России по Бурятии Юрий Куриленко представил журналистам свою картину «бегства» предпринимателей из республики в другие регионы.
По словам Куриленко, основная проблема кроется в том, что при пересмотре тех, налоговых вычетов, которые должны были предоставлять торговые сети, «покинувшие» республику, их налоги увеличились бы в несколько раз.
- Условно говоря, если годовой оборот предприятия составлял 4 миллиарда рублей, и налоговых вычетов на них было 15 миллионов рублей, то сейчас придется заплатить 60 миллионов рублей, - сообщил Юрий Куриленко.
При этом, переходя в другой регион, предприниматели не уйдут от ответственности. Им придётся заплатить аналогичные налоговые вычеты, ведь схема остаётся той же самой.
- Ничего ведь не изменится, если предприниматель уйдёт в другой регион. Там будут с них также высчитывать налоги, которые по закону они должны будут заплатить, - подчеркнул руководитель УФНС по республике.
По его мнению, здесь причиной ухода в другой регион стала «обида» на налоговиков, которую затаили предприниматели. Ведь, не каждому понравится увеличить сумму налоговых вычетов.
Кроме этого, здесь мог сыграть и фактор «недоверия». Ведь предпринимателям предлагали воспользоваться механизмом, который помог бы обойти им проверки. В этом случае бизнесмен признавал бы, что использует нелегальную схему. Но на этот шаг предприниматели решили не идти.
- Нами был придуман механизм, который тему нивелировал в принципе. Критерий, когда используются незаконные схемы, предполагает интересный выход из ситуации, который в рамках правового поля, но неожиданен для налоговой службы. В случае, если налогоплательщик согласился с тем, что он эту схему применяет незаконно, он пересматривает свои хозяйственно-товарные и финансовые потоки, обсчитывает их, так как это должно было быть в реале. Соответственно, предоставляет уточнённые декларации и пишет заявления. Тогда мы не имеем права выходить к нему на проверку. Но никто не пошёл на это, и основной причиной здесь могло стать недоверие к профессионализму людей, - сказал главный налоговик Бурятии.
На вопрос журналистов, повлияло ли как-то нарекание главы Бурятии в адрес налоговиков о давлении на бизнес, Куриленко ответил отрицательно: «К моему большому сожалению, нет».
Напомним, на днях крайне жёстко в адрес налоговой службы выступил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, призвавший их «прекращать» нынешние методы работы.
- Убедительно прошу, прекращайте, - сказал он, и сравнил действия службы с практикой, которую применяли когда-то в ГИБДД, когда инспекторы «охотились» из укрытия ради штрафов. - Я не говорю, что вы неправильно действуете: вы их ловите на схемах, которые раньше не запрещались, а теперь за три года накручиваете до 300 миллионов рублей. Поймали и радость у всех, - сказал он.
Сегодня руководитель УФНС отметил, что все решения по налоговым вычетам бизнесменов будут приниматься строго в правовом русле.
- Если на это мы можем реагировать, то только по налоговому законодательству, - резюмировал Юрий Куриленко. – У депутатского корпуса есть право законодательно решить этот вопрос. Вы обратитесь тогда к ним с возможностью урегулировать этот вопрос, чтобы эту сумму могли рассрочить. Если мы всё вытащим сразу, ситуация будет на грани банкротства. Вот мы и говорим: решайте, двигайтесь. А бегать и разговаривать, видимо проще.
Главный налоговик Бурятии также заметил, что недавние высказывания депутатов о миллиардных потерях бюджета в связи с ушедшим бизнесом завышены минимум на треть. Это связано с тем, что туда приплюсовали налоги ушедшего ранее «Байкалфарма», который ежегодно приносил бюджету республики по 400-600 миллионов рублей.
Не меньше предпринимателей мигрировало и из соседних регионов. Если Бурятию за девять месяцев этого года покинул 101 предприниматель, то из Забайкальского края мигрировало 152 предпринимателя, а из Иркутской области 203.
- У наших соседей всё точно так же, только где-то лучше, где-то хуже. Эту ситуацию стоит сравнить с миграционными потоками населения, которые явно не в пользу Сибири складываются, в последнее время и вообще, на протяжении длительного периода, - отметил Куриленко.
В целом, благодаря работе налоговых органов в бюджет Бурятии внепланово поступает порядка 600 миллионов рублей.
Как сообщал «Байкал-Daily», количество коммерсантов, покинувших Бурятию с начала года превысило сотню единиц. Так, за пределы республики «мигрировали» 101 ИП и 65 юрлиц. Особый резонанс вызвал «уход» в Москву нескольких крупных предприятий, вроде гигантов на оптово-розничном рынке по продаже строительных и отделочных материалов «Смит» и «Вегос-М».
Геннадий Доржиев, учредитель «Смита», комментируя перерегистрацию своего предприятия, пояснил данное решение слишком пристальным вниманием со стороны налоговой.
- Если взять Улан-Удэ, то у нас работает порядка 2,5 тысяч предприятий. Если взять Москву, то там только на одну инспекцию может приходиться порядка 50 тысяч предприятий. По штату, количество инспекторов, которые там и здесь, можно сказать, одинаковое. Получается, те предприятия, которые работают у нас, все подвергаются проверкам. Получается, что бизнес находится в таких условиях, что его постоянно держат в клещах, - заявлял Геннадий Доржиев.
Ещё один крупный предприниматель, руководитель группы компаний «Титан» Вадим Бредний также назвал «практически невозможным» развитие бизнеса при сегодняшней работе налоговой службы и прочих надзорных ведомств.
- Я скажу, что «Титан» будет стоять до последнего. Но если не изменится отношение проверяющих органов к бизнесу в Бурятии, то как вынужденная мера - предприниматели республики «перекочуют» в другие регионы для перерегистрации. И там, в более «тихой гавани», будут платить налоги, - заявлял в интервью «Номер один» Вадим Бредний.
Татьяна Яковлева, «Байкал-Daily»